Публикация в газете «Ведомости»

Ежедневная деловая газета “Ведомости” — уникальный проект, для реализации которого впервые в истории объединили свои силы две ведущие бизнес-газеты мира — Financial Times и The Wall Street Journal. Совместно с крупнейшим российским издательским домом Independent Media они выпускают “Ведомости” с 1999 г.

Главная задача газеты “Ведомости ” — предоставление читателям максимально оперативной, подробной и объективной информации. Над этим работают более 100 журналистов газеты из Москвы и регионов России при поддержке всемирной корреспондентской сети Financial Times и The Wall Street Journal, которые ежедневно информируют читателя о важнейших экономических, финансовых, корпоративных и политических событиях, предлагая анализ и прогнозы развития ситуации

Публикация в московской деловой газете «ВЕДОМОСТИ»:

Все-таки он вертится

В розницу гончарные круги покупают в основном энергичные молодые женщины

Елена Мулярова, «Ведомости» 06.08.2007, №144 (1918)

Житель Великого Новгорода Андрей Кудрявцев из вице-президента по маркетингу инвестиционной компании переквалифицировался в производителя гончарных кругов. В первый год на новом поприще Кудрявцев продал только два круга, сейчас продает за год примерно 250 кругов. Годовой оборот его компании Golden Hands составляет около 4 млн руб.

Девушки подпрыгивали

Андрею Кудрявцеву 39 лет, он окончил Новгородский университет, где получил специальность разработчика электронных устройств. Успел много где поработать и многое изобрести. Например, лифт для подвала, одноколесный велосипед и даже соску с пружинкой, которая выскакивает изо рта младенца и сама же туда возвращается.

До собственного дела Кудрявцев дозрел в 2001 г. “Мой знакомый хотел купить круг, оказалось, что сделать это почти невозможно, — рассказывает Кудрявцев. — Я начал изучать рынок и увидел полное отсутствие предложения”. “В Советском Союзе были керамические заводы, а гончарных мастерских не было, поэтому не было и кругов. Кудрявцев стал первым, кто наладил в России их производство”, — подтверждает художник-керамист, преподаватель Московского государственного университета культуры и искусства Александр Поверин. В качестве образца Кудрявцев использовал круг, стоявший в мастерской у новгородского керамиста Андрея Копылова. “Это был огромный круг: включенный, он трясся и вибрировал, а работающие на нем девушки подпрыгивали”, — вспоминает Кудрявцев. Прототип Кудрявцев долго доводил до ума. В самых первых кругах использовал мотор от стиральной машины, потом начал заказывать моторы на заводе. Точно так же на заводах и у токарей-частников он заказывал и продолжает заказывать детали по собственным чертежам.

Коверная сборка

Стартовым капиталом для Кудрявцева стали семейные сбережения в размере $1000, на них он заказывал детали, круги собирал дома на ковре. “Спасибо жене, не выгнала, — со смехом вспоминает Кудрявцев. — Я сразу сделал партию в 10 кругов, не зная, будут ли они продаваться”. В 2001 г. Кудрявцев продал только два круга. “Как первому российскому производителю кругов Кудрявцеву было сложно, но зато рынок был свободен”, — полагает Поверин.

Благодаря царившей на рынке пустоте у Кудрявцева довольно быстро появился первый крупный заказ от московского Института новых технологий (ИНТ). “В 2002 г. из департамента образования мы получили запрос на участие в тендере по поставкам оборудования в школы. Вышли на Кудрявцева и уже больше пяти лет поставляем в московские школы круги его производства”, — подтверждает менеджер отдела логистики ИНТ Юрий Башков. “Тогда ИНТ мне сделал предоплату, и я наконец-то оборудовал мастерскую в гараже у знакомого”, — вспоминает Кудрявцев. Там он проработал до 2005 г., потом переехал в арендованное у завода помещение площадью 75 кв. м.

Марка под угрозой

Кудрявцев регулярно выставлял круги на посвященных развитию ремесел экспозициях. “Теперь я поставил жирный крест на подобных мероприятиях. Например, участие в последней выставке «Золотые руки мастеров» на ВВЦ мне обошлось в $1500, но продаж не увеличило”.

Собственную торговую марку Кудрявцев регистрировать не хочет. “Если даже Microsoft не может защитить собственные права, куда уж мне, — рассуждает он. — К тому же по положению о всероссийских выставках авторское право на представленные названия и конструкции начинает действовать автоматически, как только изобретатель выставляет свой продукт”. “Само по себе участие в выставках не является гарантией защиты торгового знака, но в случае конфликта может подтвердить длительное его использование, — полагает патентный поверенный РФ Елена Кандыбина. — Конфликт может возникнуть, если другой производитель зарегистрирует такую же марку в отношении гончарных кругов, а потом потребует, чтобы Кудрявцев отказался от использования своей марки. Тогда ему придется предпринять попытки вернуть себе права. Все это может занять много времени и потребовать больших вложений”.

Для левшей

Постоянно дорабатывая гончарные круги, Кудрявцев остановился на двух видах: круге “Гоша” (назван в честь младшего сына, работает от блока питания, стоимость — 8000-15 000 руб. в зависимости от комплектации) и круге Profi-Max (21 000-28 500 руб.). “Гоша” идеален для учеников и для гончаров, дающих мастер-классы в парках и везде, где нет электричества, Profi-Max — круг для профессионалов. “На этом круге можно деньги зарабатывать”, — считает директор компании “Хорсс” (производство и продажа оборудования и расходных материалов для керамистов) Геннадий Сурков. “Расчетная прибыль составляет примерно 70%, — признается Кудрявцев, — при этом я уже два года не повышаю цену, хотя ежегодно себестоимость производства вырастает на 20%. Чтобы удержать цену, упрощаю технологию, заказываю по оптовой цене комплектующие”.

Сейчас Кудрявцев за год продает около 150 кругов Profi-Max и около 50 кругов “Гоша”. “До 2007 г. я еще занимался розничными продажами, и до 80% покупателей моей розницы составляли энергичные творческие женщины в возрасте 30-37 лет”, — рассказывает Кудрявцев. Сейчас он продает круги только оптом — минимум по пять штук. В том числе через дилеров, которым Кудрявцев дает скидку до 20%. “Мы продаем круги со всего мира, в том числе и Golden Hands, — комментирует Сурков. — Кругам Кудрявцева не хватает лоска, которым отличаются круги иностранного производства, но для настоящего гончара это дело десятое”.

Сурков считает Кудрявцева лидером среди производителей гончарных кругов серийного производства. “200 кругов в год производит Кудрявцев, и еще столько же — мелкие производители, — полагает Сурков. — При средней стоимости круга в 20 000 руб. емкость рынка можно оценить приблизительно в 8 млн руб.”.

ЗАО “Паритет” (Екатеринбург) около семи лет производит гончарные круги. “В прошлом году мы выпустили около 10 кругов стоимостью 27 000 руб. каждый, — рассказывает коммерческий директор компании Руслан Серебрянский. — Хотели поставить их на поток, но потом отказались, потому что каждый профессионал заказывает круг под себя, к тому же, как оказалось, большинство гончаров — левши”.

Житель Санкт-Петербурга Олег Круглов тоже делает гончарные круги. “Я делаю не больше 3-5 штук в год, круг стоит от 5000 до 15 000 руб. Круги механические — не требуют ГОСТов, работают в автономном режиме, их можно вывезти на дачу или даже на пикник. Но кругам Кудрявцева мои конкуренцию составить не могут”, — откровенно заявляет Круглов.

Урок на расстоянии

В 2004 г. Кудрявцев запустил проект по обучению гончарному ремеслу. “В год приезжало 15-20 человек. Как-то приехала семья состоятельных москвичей с тремя детьми и гувернанткой, — вспоминает Кудрявцев. — Они сняли номер в самой дорогой гостинице города. Учились все, но в первую очередь — гувернантка, которая потом должна была заниматься с детьми”.

Сейчас Кудрявцев собирается обучать клиентов дистанционно. Он разрабатывает мультимедийное устройство, с помощью которого начинающий гончар сможет самостоятельно расписать и обжечь изделие. “Это учебный диск, термопара для печи и контроллер, который будет следить за процессом обжига. Все соединено в подключенную к компьютеру обучающую систему”, — объясняет Кудрявцев. Предполагаемая цена устройства — от 6500 руб.

О проектах Кудрявцев рассказывает с большим энтузиазмом, признавая в то же время, что гончарное ремесло пока по карману далеко не каждому. По его подсчетам, при серьезном отношении оно требует вложений от 75 000 руб. (круг, глина, печь, инструменты и т. д.): “Поэтому основные закупки кругов пока идут централизованно — для общеобразовательных и художественных школ и для студий”.

И НЕРВЫ УСПОКАИВАЕТ

“Этот рынок растет очень быстро — пропорционально росту зарплат, и в первую очередь за счет любителей”, — полагает директор компании “Хорсс” Геннадий Сурков. Число гончаров-профессионалов тоже увеличивается. “В 1997 г. на первый российский фестиваль гончаров приехали только 40 человек, а в 2006 г. — уже 250, — рассказывает преподаватель Московского государственного университета культуры и искусства Александр Поверин. — Интерес к керамике наблюдается во всем мире: в Европе и Америке круги стоят в каждом втором доме, многие после работы садятся за круг, это занятие прекрасно успокаивает нервы. Число людей, желающих иметь дома авторские гончарные изделия, постоянно увеличивается, а значит, будет расти и рынок”.