Чернолощеная керамика.
Существовал также совершенно особый способ
обжига глиняной посуды – в коптящем пламени
без доступа кислорода. Назывался он морением
(или томлением). Для получения обильной копоти
к топливу добавляли бересту, смолистые щепки,
паклю с дегтем. Изделие пропитывалось копотью
насквозь. Остывало оно также без доступа
кислорода, в печи с замазанным горном. Цвет
посуды получался матово-черный.
Особый интерес представляют лощеные изделия.
Этот вид керамики – один из древнейших. Поверхность
отформованных и просушенных предметов перед
обжигом протиралась влажной тканью и лощилась
(шлифовалось) гладким камнем или костью.
Такой инструмент назывался «лощило». Им натирали
или всю поверхность сосуда, или отдельные
его части. В настоящее время лучшие результаты
лощения достигаются применением обычной мелкопористой
губки из поролона. Она должна быть почти
сухой, лишь слегка увлажненной. Лощение производится
плавными, гладящими движениями по поверхности
изделия. Для механизирования процесса лощения
можно применить круг из поролона, вращающийся
на валу электромотора. А губку достаточно
смачивать водой через распылитель.
Частичное лощение создавало серебристые узоры
на матовой поверхности обожженного изделия.
Морение могло сочетаться с лощением. Такую
керамику принято называть чернолощеной. После
обжига следы лощения эффектно поблескивали
на глубоком черном фоне. По-видимому, этот
вид керамики имитировал металлическую посуду.
Но ее достоинство заключалось не только в
красоте. В ней прекрасно сохранялись продукты.
Иногда гончары раскаленную посуду, чаще всего
рукомойники, обливали «серой», т. е. сосновой
смолой. Обработанные таким способом изделия
походили на чернолощеные.
Но глиняная посуда могла и не подвергаться
какой-либо дополнительной обработке. Краснообожженные
сосуды сами по себе выглядели хорошо. Такую
керамику называли «киноваренной».