Ангобы - жидкие (шликерные) керамические краски на основе белой или цветных глин, предназначенные для декорирования глиняных изделий в сыром состоянии. В качестве ангобов часто используют процеженные через сито 64 000 отв/см2 шликеры природных глин без каких-либо добавок. Если общая усадка таких ангобов примерно равна усадке массы, из которой изготовлено изделие, ангобы прочно сцепляются с поверхностью изделия. Изменяя влажность шликера или изделия, толщину слоя и способ покрытия, можно добиться успеха и при различной усадке ангоба и керамической массы.


По составу ангобы подразделяются на глинисто-песчаные, флюсные и «античные лаки».
Глинисто-песчаные ангобы состоят из глины и каолина; в небольшом количестве в их состав входят песок или молотый шамот, мел и окрашивающие оксиды металлов (дли цветных ангобов). Глинисто-песчаные ангобы, обладающие высоким водопоглощением, используют для сплошного покрытия и нанесения рисунка на керамические изделия преимущественно гончарного производства, терракоты, майолики. Такие ангобы наносят, как правило, на сырые изделия.

В состав флюсных ангобов кроме глин и песка входят плавни. Плавни вводят для приближения свойств ангоба и свойствам глазури и снижения температуры спекания материалов, входящих в состав ангоба, по сравнению с температурой спекания материала самого изделия. Для легкоплавких флюсных ангобов (температура обжига 1050°С) в качестве плавней применяют свинцовые соединения, для тугоплавких (температура обжига свыше 1050°С) — полевой шпат, мел, доломит, известь.
Флюсные ангобы, обладающие невысоким водопоглощением, создают на изделиях гладкую малопористую одноцветную или многоцветную поверхность и одновременно служат их защитным покрытием.
Флюсные ангобы применяют преимущественно в архитектурно-художественной керамике как покрытия, уменьшающие водопроницаемость, не требующие дальнейшей дополнительной обработки и отличающиеся высокими декоративными качествами.

«Античные лаки» — разновидность флюсных ангобов, представляющая собой тонкие глинистые покрытия, получаемые отстаиванием взмученной глинистой суспензии (с добавлением соды) в течение суток. Отстоявшийся верхний равномерно взмученный слой сливают. Шликеры, дающие красный цвет, можно получить, отстаивая взмученные, свободные от глины пески.
В состав «античных лаков» могут входить продукты местного сырья, кремнезем, красящие оксиды железа, меди, марганца, титана, кобальта, хрома. Обжигают лаковые покрытия при температуре 900...1000°С. При обжиге в окислительной среде отстой белой глины дает белый цвет, если глина содержит оксиды железа, то красный цвет. При восстановительном обжиге оба состава дают черный цвет.


Содержание воды в готовых к работе ангобах колеблется от 35% до 50% (как контролировать??? – вискозиметр ??) в зависимости от выбранного способа покрытия. Высококачественные ангобы готовят помолом в шаровых мельницах глины с добавками кварцевого песка/ шамота/ мела и др. в зависимости от назначения. В технологии художественной керамики применяют белые ангобы, приготовленные на основе беложгущихся глин. Цветные - на основе природноокрашенных глин и цветные - окрашенные оксидами металлов или керамическими красками. Художественные керамические изделия могут полностью покрываться ангобами для изменения цвета черепка или декорироваться ангобной росписью. Ангобированные изделия, как правило, покрываются прозрачной бесцветной, реже прозрачной, цветной глазурью. Ангобы наносятся на изделие окунанием/ поливом/ кистью/ трейсером (рожком)/ пульверизатором/ тампоном и др. Изделие при нанесении ангобов должно находиться в сыром состоянии, иметь цвет сырой глины. Влажность черепка при этом составляет 18-22%. После перехода глиняного черепка в "кожетвердое" состояние ангобы можно наносить только тонким слоем во избежание осыпания их при дальнейшей сушке. Сухое изделие можно декорировать ангобом только способом напыления (как??).
Барботин - цветной ангоб, предназначенный для покрытия не всего изделия, а только по определенному рисунку. Барботин наносится значительно гуще и для большей вязкости к нему добавляется сахарный сироп или гуммиарабик (расшифровка и рецепт!!). Для замедления высыхания и улучшения кроющей способности ангоба в него добавляют глицерин (пропорции???!).

Цветные ангобы.
Как указывалось выше, для приготовления определенной цветной палитры можно использовать природные окрашенные глины/ например/ глину Никифоровского месторождения (темно-красный до вишневого)/ Гайдуковского (светло-красный), их сочетание с белой глиной. Для получения же более яркой палитры к белому ангобу добавляют оксиды марганца, меди, кобальта, никеля хрома и сурьмы в количествах от 2 до 8% (от массы?? – или сухого вещества??) в зависимости от требуемого тона и красящих способностей оксида. Ангобы, окрашенные оксидами металлов, только после политого обжига изделий проявляют свой истинный цвет. Цвет ангобов под прозрачной глазурью существенным образом зависит от химического состава глазури и главным образом от того/ есть ли в ней оксид свинца и в каком количестве. Ангобы на основе оксида меди/ например, под многосвинцовой (более 50 вес.% РЬО) глазурью имеют ярко-зеленый цвет, под щелочной безсвинцовой- от бирюзового до синего. Оксид никеля дает целую гамму цветов от бежевого к коричневому до цвета умбры в зависимости от состава глазури. Ангобы с оксидами марганца и кобальта менее существенно меняют окраску/ а зеленые хромовые под любой глазурью имеют одинаковый цвет. Оксид сурьмы окрашивает ангоб в яркий желтый цвет только под многосвинцовой глазурью/ а под безсвинцовыми глазурями вообще не дает окрашивания.


Натуральные ангобы имеют приглушенную окраску. Цвет их в основном тёплый: красно-оранжевый, красно-коричневый, серый, жёлтый и др. Смешивая натуральные ангобы между собой, можно получить множество тончайших оттенков. К ним нужно прибавить ещё беложгущуюся глину. Приобрести глины, имеющие разнообразную натуральную окраску, довольно трудно, к тому же в их палитре отсутствуют холодные цвета - синие, зелёные, а также черные. Поэтому гончары окрашивают белую глину в нужный цвет солями металлов.
Готовые ангобы часто имеют неопределённую окраску, и трудно поверить, что после обжига они приобретают конкретный, ярко выраженный цвет. Цветные ангобы наносят на поверхность изделия кистью, рожком.
Роспись ангобами производится до обжига, когда изделие находится в кожетвердом состоянии. Оно уже подсохло, но ещё содержит достаточно влаги. Именно это обеспечивает наиболее прочное сцепление ангобов с его поверхностью.
Роспись выполняют либо непосредственно на изделии, либо после предварительной грунтовки белым ангобом. Настоящий цвет у ангобов проявляется после обжига. Многие из них имеют мягкую, приглушенную окраску, но если перед обжигом на ангобы был нанесён тонкий слой глазури, краски становятся сочными и яркими.


Ангобирование может быть частичным или сплошным. Декорирующие составы (ангобы, соли, глазури, эмали и т. п.) можно наносить пульверизатором, кистью, окуная изделие в емкость с раствором или поливая им, другими способами (на фото показаны различные способы декорирования и необходимый инструментарий).

Перед росписью поверхность, предназначенную для обработки, очистите от пыли, жирных пятен и слегка увлажните губкой (фото как держать изделие, как отжимать губку и протирать..).

Чтобы ангоб лег равномерно, изделие после окунания или полива быстро встряхните.

Толщина наносимого слоя ангоба не должна превышать 0,2 мм, так как более толстое покрытие при высыхании и обжиге может отслоиться.
Добиться необходимой толщины можно двумя способами: или подбирать раствор погуще, чтобы нанести ангоб за один раз или пожиже, но наносить несколько раз, с выдержкой времени.

Приготовленный раствор ангоба постоянно перемешивайте, поддерживая определенную густоту и однородность раствора. Если он будет чрезмерно разбавлен водой, рисунок получится слабым, нечетким, а густой ангоб неравномерно покроет поверхность.

Окрашенные глинистые растворы, растекаясь по поверхности, образуют четкие концентрические радужные кольца, которые, если немного наклонить изделие, сливаются в причудливые узоры.

Для усиления декорирующего эффекта, изделия, после декорирования ангобами, обычно покрывают бесцветными глазурями.

Перед нанесением рисунка на готовое изделие, ангобы предварительно необходимо опробовать на кусочках глины - пробниках. И только после получения положительных результатов обжига, можете приступать к декорированию настоящих изделий.
Чтобы подобрать нужные цвета, предварительно делают палитру. На небольшие глиняные пластинки, когда они подсохнут, широкой кистью быстро, без задержки, наносят полосы разных цветов вдоль, а потом поперек. Одну палитру - толстым слоем, вторую - одним мазком, третью - растворами солей металлов поперек ангобных полос. После этого палитры обжигают, затем некоторые покрывают глазурью и опять обжигают при температуре 1000°С.

Требования безопасности при работе с ангобами.

Техника декорирования.

Обжиг декорированных изделий

Дефекты покрытий ангобами.

Каталог ангобов.